В Роспортебнадзоре подготовили проект изменений в СНиПы с усилением требований к воде, которая продается в розлив через водоматы. Они касаются установки, обслуживания, а также работников, которые обслуживают аппараты.
Как предлагают усилить контроль?
-
Техники должны будут получать медкнижку и проходить медосмотры, гигиеническую аттестацию.
-
Водоматы можно будет размещать на расстоянии не менее 5 метров от проезжей части или оборудованы защитным ограждением. Места продажи не должны мешать людям в жилых районах.
-
Вокруг водомата необходимо будет обустроить площадки с твердым покрытием шириной от 70 сантиметров с каждой стороны, а сверху устроить навесы.
-
Камера розлива должна быть защищена от загрязнения и контакта с емкостью потребителя и закрыта дверцей.
-
Устанавливается срок годности воды, но он не касается водоматов, которые подключаются к системе ХВС.
Что с водоматом?
Аппараты завода IVM/Третий кран полностью соответствуют текущим и новым проектным требованиям Роспотребнадзора.
- Система очистки воды, поступающей из системы центрального холодного водоснабжения, состоит из 9 ступеней, плюс есть опция озонирования (обеззараживания) тары потребителей. И всё это в базовой комплектации независимо от выбранной модели аппарата.
- Функция сип мойки бака с колбой для моющего раствора базово установлена в водоматах линейки IVM. Она поможет содержать воду в аппарате в надлежащем качестве для успешной сдачи анализов в Роспотребнадзор.
- Опция «Быстрый слив бака» в IVM опустошит бак за 10 минут после промывки или перед техническим обслуживанием.
- Уличный козырек входит в базовую комплектацию водомата IVM.Город и доступен к заказу отдельно как дополнительный аксессуар.
Останется ли бизнес прибыльным?
Продажи воды растут в среднем на 20% в год, прежде всего за счет того, что люди привыкают к автоматам: это удобно, недорого и безопасно. По данным социологического агентства СВОИ, воду из автоматов в городе-миллионнике Перми покупают 30,2% населения, а год назад таких было всего 24%. В целом по стране по данным социологической ассоциации «Социолайф», воду в автоматах покупают 9,4%. Так что рынок есть и у него хорошее будущее.
Дополнительный контроль: хорошо или плохо?
Когда усиливается контроль, увеличиваются затраты и, соответственно, должна вырасти стоимость воды. Но тут есть особенность. Производители автоматов из Ассоциации производителей воды в розлив, куда входит завод IVM/Третий кран, сами помогали в разработке этой документации, касающейся ГОСТ-Р вода в розлив, обсуждаемого и внедряемых сейчас СНиПов.
Есть две стратегии работы с государством: ждать, когда государство само разработает какие-то правила игры и в итоге бизнесу станет очень тяжело, или действовать совместно с государством. Ассоциации производителей воды в розлив уже более пяти лет занимается совместно с Институтом Эрисмана, сенатором Митиным, Роспотребназором добровольным «закручиванием гаек». Если этого не сделать, возникнет какая-нибудь ситуация с отравлением, у нас ее слава богу не было в стране в отличии от бутилированной воды, и в итоге вендинг питьевой воды могут просто закрыть как бизнес. Поэтому мы сами вышли еще до ковида с инициативой установить правила игры и отчасти приветствуем, что эти СНиПы наконец-то появится. Он не полностью нам нравится, но главное, что он есть, и мы в законной плоскости продаем безопасно воду в розлив в тару потребителя.
А что дальше?
-
Усиленный контроль уберет с рынка недобросовестных производителей и продавцов воды.
-
Ужесточит конкуренцию, возможно и недобросовестную в части натравливания друг на друга проверок Роспотребнадзора.
-
Но со временем все придет в равновесие, и потребитель выиграет, получив качество, как у бутилированной воды, которая зачастую производится таким же способом, как и в водомате.